Previous Entry Share
12-й раунд Крымкона «Фанданго»
gelespa
Нет, мы не стояли на боксёрском ринге, и не было у нас спарринг-противника ни в какой весовой категории, но что-то спортивное чувствовалось в этом нашем дюжинном фесте: мы поставили планку сделать самый событийно наполненный Крымкон, и это, кажется, получилось — насыщенная программа с комбинацией интеллектуального штурма, красивого, экзотического отдыха и дружного кулуарного общения. Теперь и дальше есть на что ориентироваться…
«Фанданго»… Мы снова вспоминаем историю романтической литературной классики, незаурядный рассказ Александра Степановича Грина, где герой проходит через хронопетлю… Грин и не думал писать заведомую фантастику, но у него получилось неосознанно. Однако как поэтично и философски-образно передаёт он звуки и ритмы удивительной мелодии, в которой вращаются фантастические звёздные диски…

«Фанданго» по Грину — танец воображения. Лучшего пояснения быть не может. И мы решили, что будем каждый новый фестиваль украшать эмоциональной и событийной новизной, будем постоянно наращивать философский, мировоззренческий контент, тем более что сами разделяем некоторую особую непопулярную точку зрения, что фантастика — это нормальное состояние мира и бытия…
Кто-то из наших друзей и гостей уже успел назвать фестиваль «Фанданго» самым романтичным на территории СНГ. Почему? Возможно, потому, что у нас всегда много музыки, или потому, что в концертную программу всегда встроен хоть один танцевальный номер… Да, это так. Но в параллель к музыкальным медитациям электронных Клауса Шульце, Якуро, прогрессива в лице «Моустли аутумн», «Эйриан», готической «Лакримозы» и другим находкам мы серьёзно изучаем проблематику жанра, слушаем научно-популярные доклады и, наконец-таки, устраиваем качественные критические разборы молодых авторов, приезжающих к нам из разных краёв… Смешиваем торжественность, юмор и символизм. (Характерный пример: ритуал Благословения Нетленной рукописью, проводившийся уже третий раз и ставший неотъемлемой частью закрытия конвента.)
Теперь появился ещё один ритуал: запуск в ночное небо Феодосии (во время праздничного банкета) турбопарусного дирижабля «Секрет» — летающей эстафеты одноимённого гриновского галеота из «Алых парусов». Но давайте по порядку…
Вот кто прибыл и создавал Крымкон своим участием:
1. Альвар — писатель (г. Волжский, Волгоградская обл.)
2. Дмитрий Барздун — редактор издательства «Шико», организатор фестиваля «Летучий фрегат» (Севастополь)
3. Евгений Беляков — писатель, ефремовед (Орджоникидзе, Крым)
4. Евгения Блинчик — писатель (Симферополь)
5. Валерия Василевская — писатель (г. Бор, Нижегородская обл.)
6. Валерий Гаевский — писатель, президент Клуба фантастов Крыма председатель оргкомитета, ведущий фестиваля (Севастополь)
7. Евгений Горобцов — писатель (Симферополь)
8. Вячеслав Демченко — писатель (Керчь)
9. Андрей Диреглазов — физик (Симферополь)
10. Борис Долинго — писатель, редактор, председатель оргкомитета Международного фестиваля фантастики «Аэлита» (Екатеринбург)
11. Алла Ермилова — гриновед, сотрудник дома-музея А. С. Грина (Феодосия)
12. Сергей Зелинский — писатель (Екатеринбург)
13. Юрий Иванов — редактор издательства «Шико», сопредседатель оргкомитета, ведущий мастер-класса конкурса «Фаншико» (Севастополь)
14. Виктор Калюжный — писатель (Киев, Украина)
15. Наташа Себастьен фон Киртан — фэн (Симферополь)
16. Мария Лиманская — писатель, критик, исследователь жанра фэнтези (Симферополь)
17. Максим Лыков — писатель (Москва)
18. Татьяна Лыкова — фэн (Москва)
19. Екатерина Ерёмина — писатель (Москва)
20. Сергей Малышев — писатель, председатель Крымского республиканского филиала Клуба фантастов Крыма (Симферополь)
21. Галина Малышева — писатель (Симферополь)
22. Марина Матвеева — поэт (Симферополь)
23. Ариолла Милодан — писатель, член оргкомитета (Симферополь)
24. Владимир Мильгунов — фантастиковед, архивист фантастики (Симферополь)
25. Александр Милютин — писатель (Севастополь)
26. Владимир Митюк — писатель, редактор альманаха «Двойной тариф» (Санкт-Петербург)
27. Раиса Наумова — писатель (пгт. Ленино, Крым)
28. Ксения Нели — писатель, член оргкомитета (Феодосия)
29. Виталий Новиков — член оргкомитета, помощник председателя (Севастополь)
30. Татьяна Орлова — фэн (Севастополь)
31. Юлиана Орлова — писатель, секретарь оргкомитета (Севастополь)
32. Николай Остапцов — писатель (Старый Крым)
33. Евгений Поляков — писатель (Москва)
34. Михаил Приймак — рок-бард (пгт. Ленино, Крым)
35. Анастасия Протасовицкая — писатель (Керчь)
36. Михаил Свиридов — писатель (Керчь)
37. Сергей Стряпухин — писатель (пгт. Ленино, Крым)
38. Юлия Трегубова — писатель (Красногорск)
39. Александр Трунов — коллекционер фантастики (Симферополь)
Традиционно участников фестиваля на церемонию открытия принял Мемориальный дом-музей А. С. Грина в Большом зале.

Научный сотрудник Музея Алла Ермилова выступила с проникновенной приветственной речью и приняла в дар библиотеке Музею недавно выпущенную Энциклопедию крымской фантастики. (Этот труд, подготовленный силами Клуба «Фанданго» и изданный Министерством внутренней политики, информации и связи Крыма, включает исследования по истории развития жанра на полуострове ещё с 19-го века и, конечно, заостряет внимание на писателях-классиках, связанных с нашим топосом и использовавших фантастический элемент в произведениях.)
Сюжет Крымского кабельного канала с открытия Крымкона — сайт Дома-музея Грина
В тот же день, 20 июня (он был объявлен в программе Днём открытых дверей), прошёл ряд презентаций. Новинки издательства «Шико-Севастополь» представил его основатель и редактор Юрий Иванов — среди прочих в серии покет-буков трёхтомник русско-французской писательницы Лары Делаж «Пророчество королевы Севера», а также отдельная толстая книга под единой обложкой, кстати прекрасно и новаторски оформленная. О Ларе Делаж хочется сказать отдельно. Мы подружились с ней по переписке. Лара живёт на хуторе возле города Орэ, что в Бретани, её супруг — известный французский мореплаватель, естествоиспытатель и судостроитель Ги Делаж. Оба они безумные моряки, увлечённые идеей исследовать Северное море, где совсем недавно подводными археологами открыты затопленные города Доггерленда. Одно из предположений — Доггерленд мог быть частью Гипербореи. О своём издательском раритете Иванов сказал следующее: «По моему личному убеждению, Ник Перумов пишет лучше, чем Толкиен, а Лара Делаж — лучше, чем Джордж Мартин…»
Время на презентацию долго ожидаемого сборника (2-го проекта в серии «Надёжные дороги фантастики») — «Измерение, которого нет», — в связи с отсутствием сигнала книги, решено было передать в плюс к презентации севастопольского художника Николая Редьки, чья фантастическая живописная коллекция уже украшала рабочую площадку Крымкона и чьи репродукции (вместе с работами Юрия Лаптева и Владимира Коротченко) немало оживили и придали тематического шарма Энциклопедии крымской фантастики.

Борис Долинго, впервые заступивший на сцену Крымкона, захватил аудиторию рассказом о становлении старейшего российского фестиваля фантастики «Аэлита», бразды ведения и организации которого к нему перешли с 2002 года. А презентация журнала «Уральский следопыт» медленно перетекла в авторский доклад «Критерии литературного мастерства в жанре научной фантастики». В числе прочих критериев, Долинго удостоил особым вниманием такие вещи, как «фантастическая терминология», психологическая достоверность, речевые повторы. Писатель признался, что никогда в творчестве не пользуется сюжетным планом и даже считает его наличие вредной привычкой, поскольку на определённом этапе раскрутки текста персонажи должны начать жить самостоятельной жизнью, а не действовать по прихоти автора. Этот творческий метод непрост, но крайне интересен в воплощении.

После ужина оргкомитет пригласил всех желающих на вечерний кинозал. Документальный фильм Ридли Скотта из серии «Фантасты-предсказатели» — «Миры Роберта Хайнлайна» — подхватил волну научной фантастики, её социальной и предостерегающей значимости для цивилизации в целом. Роль Хайнлайна, вошедшего в тройку самых крупных англоамериканских фантастов ХХ века, наравне с Артуром Кларком и Айзеком Азимовым, трудно переоценить. Его самые мощные произведения, такие как «Двойная звезда», «Звёздный десант», «Не убоюсь я зла», «Чужак в чужой стране», удостоившиеся премии Хьюго, и многие другие повести и рассказы пронизаны тревогой за судьбу человечества, ступившего в космическую эру, за судьбу научных открытий, распахнувших нам двери в разные по знаку миры — светлый и тёмный. И вопросы вроде: для чего мы здесь, каково наше предназначение, как далеко может зайти человеческий разум, будучи отгорожен от божественного плана различными технологиями и суррогатами, — стоят в его творчестве на первом месте. Военные проекты, их экспансия в космос с доминантой «потерянной человечности» и социально-духовная пустота в любой момент могут разразиться непоправимыми последствиями. Неуправляемая (или заведомо управляемая) наука легко может способствовать порабощению личности и лишить её всех степеней свободы и выбора. И каким тогда предстанет наш «космический героизм»? Принесёт ли он кому-нибудь счастье?
Рабочий четверг 21 июня начался с доклада Галины Каргальской «Мифологемы и воплощение их на страницах фантастических романов». Любопытные аналогии и параллели предложены были слушателям в контексте образов серии Джоан Роулинг «Гарри Поттер», сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», Ершова «Конёк-горбунок», русских народных сказок и других произведений, построенных по мотивам европейской мифологии (преимущественно греческой, скандинаво-германской и славянской). Обширное поле для сравнения героев, черт их характеров, способностей и пристрастий развернула докладчица с присущим ей юмором и умением подмечать тонкости в деталях (включая, например, такие, как архитектура избушки на курьих ножках и ведьминских домов эпохи средневековья).

Тему смысловых погружений в сомнамбулические образы и магию оборотничества продолжил Дмитрий Барздун, приоткрыв для слушателей научно-исторические реалии средневекового вервольфа — волчьего «перевёртыша». Разумеется, анализ столь популярной темы, перекочевавшей из древних мировых преданий и легенд в литературу, сначала готическую, преимущественно 17–19-го веков, а затем в фэнтези 20-го века, не мог обойтись без определённой бестиарной классификации. Основной же вывод прозвучал таким образом, что оборотничество в разных традициях разных народов включило в свой пантеон множество зверей, но первенство захватили хищные, особенно тигр, ягуар (у индейцев Южной Америки), волк, из птиц — орёл, сокол, сова. Психология превращения человека в зверя для Европы означала потерю для оборотня человеческого сознания, в то же время на Востоке (Китай, Индия, Южная Азия) доминанту получила инверсия, а именно: звери чаще становились людьми и обретали при этом людское сознание и поведение. Шуточный вопрос витал в аудитории к докладчику: «Дмитрий Петрович, а как насчёт мастер-класса?..» Вопрос хоть и витал, но впрямую задан не был, а мы так же шуточно пытались вспомнить, в какой фазе была луна в предыдущий фестивальный день…
Мария Лиманская дополнила критическую массу докладов по мистико-фэнтезийному контенту, проанализировав целостную систему мифологических аспектов в их очевидном дуализме. Помогли докладчице разбираться в этом сложном вопросе труды Дюркгейма и Леви-Стросса, для которых мифы — это «машина по уничтожению времени». Миф в первородном и первобытном своём состоянии самоценен, как физическое событие, но, переходя в культуру, он теряет оболочку опыта и становится целиком метафизическим феноменом, часто лишаясь при этом центра возникновения, обретая признаки кочевого артефакта. Дуализм мифов раскрывается и на других уровнях, таких как психология, философия, религия, обращаясь не только в историческое прошлое, но и во внутренний мир человека. В нашем случае человека-творца, писателя.
После перерыва в интеллектуальное поле конвента ворвались проблемы иного жанра — научно-фантастического. Нужно заметить, что тема дискуссии «Глубокие причины и далёкие последствия кризиса НФ» была сообщена за несколько дней до начала конвента и взятая за основу статья доктора физматнаук, профессора Парижского университета Виктора Доценко «Чем вызван кризис научной фантастики? Критика на статью Павла Амнуэля «Реквием по научной фантастике» был разослана участникам в электронном виде. Очень многие из приехавших на конвент людей знакомились с текстом дома и высказывали свои соображения весьма веско и основательно. Пресловутый вопрос кризиса жанра в статье Доценко обретал поистине социально-культурный, если не цивилизационный характер. Дискуссия разгоралась с новой и новой силой, и её ведущие Валерий Гаевский и Юлиана Орлова только успевали подливать масла в огонь, приводя тот или иной тезис из упомянутой статьи. Подводя итог дискуссии, идею кризиса НФ можно сформулировать так: вероятно, само творческое сознание человечества, отправляясь в эволюционное плавание технократической цивилизации, с её подъёмом на каждом витке, провоцирует такой же спад интереса и к науке, и к научной фантастике в целом. Такое явление целиком встраивается в понятие энтропии — когда любая целостность стремится к размытости, нивелировке… Общество может формировать социальный заказ на науку, литературу, культуру и даже нравственность, но уже только сформировав эти задачи, оно закладывает мину замедленного действия под них же. Объективно перед нами закон змеи, кусающей себя за хвост: мы сетуем на кризис, сами не понимая того, что кризис — в нашей голове, ровно с каждого нового витка развития. Да, с этим непросто жить, ещё сложней писать под знаком плюс, ещё сложней вовлекать читателей в сочувствие умным идеям, в сочувствие наукомыслию, поддерживая веру в верховенство научного мировоззрения и прогресса в будущем… И всё-таки писать необходимо. В любых условиях. В условиях разгула гаджетов и виртуальных технологий, в условиях экспансии фэнтези, понимая, что такая экспансия — всё то же зеркальное отражение „кризиса в головах»…
На жизнеутверждающей волне поделился Владимир Митюк своим видением переходчивости мысли и явлений «От фантастики — в реальность». И прогресс, и наукомыслие, и гаджеты, и мировоззренческая жизненная философия прозвучали в выступлении, касающемся уже не кризисного участка пресловутой спирали, а подъёмных моментов взаимопроникновения фантастики и общества в разные периоды недавней истории.
После обеда Валерий Гаевский и Владимир Мильгунов на правах составителей презентовали уже упомянутую Энциклопедию крымской фантастики.

Основной её тираж Министерство распространяет по библиотекам, а Клуб — вручает фигурантам, некоторые из которых получили авторские экземпляры собственно на Крымконе.

И стартовала первая часть трёхдневного мозгового штурма — мастер-класса конкурса «Фаншико» под председательством Юрия Иванова и Валерия Гаевского. Наименее приятная часть фестиваля, требующая зачастую от участников и недюжинного мужества, и умения отстоять свою точку зрения, и отсутствия комплексов. Как заметил Юрий Иванов, на эту процедуру конкурсанты собрались не для того, чтобы обмениваться комплиментами, а для того, чтобы доработать достойные рассказы до профессионального уровня и поместить их в сборник, присутствующий на магазинных полках и уходящий с них на домашние полки любителей фантастики.
«Рука бойца колоть устала» уже под вечер.

В пятницу, 22 июня, после нового сеанса мастер-классов, занявших первую половину дня, состоялось опять-таки традиционное Гринландское шоу, которое в этот раз приобрело выездной характер — конвентная команда отправилась в сафари-парк «Тайган».



После увлекательной экскурсии и общения с экзотической природой — в торжественной обстановке прошло награждение победителей конкурса рассказов «Фантастический бестиарий». Конкурс проводился в преддверии фестиваля и был посвящён фантастическим животным либо земным животным в фантастических ситуациях, а оценивали присланные рассказы правление Клуба и директор «Тайгана» Олег Зубков. 3 победителя были опубликованы в (разумеется, одноимённом) фэнзине «Фанданго» № 34, вышедшем к фестивалю.
Олег Зубков устроил фантастам радушный приём и, в соответствии с гриновским принципом «Чудеса делаются своими руками», продемонстрировал «секретные залы», оформленные в стиле романтических, рыцарских и фэнтезийных фильмов, со сказочными артефактами.

Конвентщики смогли показать свои знания и начитанность в ходе викторины на тему необыкновенных животных в фантлитературе. А сценическая составляющая Гринландского шоу воплотилась в чтении философски-авангардных стихов Валерия Гаевского, Ариоллы Милодан и Марины Матвеевой; в готическом танцевальном номере в исполнении Юлианы Орловой и в мистико-романтических песнях рок-дуэта Михаила и Алёны Приймак.

Острым и противоречивым получилось конкурсное обсуждение в субботу 23 июня. Однако есть и плюс: работа по разбору текстов не завершилась с «последним словом» последнего обсуждаемого автора, она продолжается и постфактум, уже в виртуальном пространстве, и привлекает новых экспертов и просто читателей, которые не участвовали в самом фестивале. Наверное, открытая апелляция к самому широкому кругу любителей фантастики — это хорошо, потому что отражает неравнодушие и вариативность мнений фэндома. Что же, бывает и так, что идея, задумка рассказа — важная, нужная, социально значимая, актуальная и для вечности, и на сегодняшний день в особенности… но чтобы действительно донести отличную, правильную мысль и пронять читателя до костей, рассказ нужно переписать другим языком и с другими «заклёпками».
После «Фаншико» конвентщики зачитывали короткие рассказы, здесь же, за истекшие 3 фестивальные ночи, написанные по заданным Юрием Ивановым темам. Темы звучали так: «Почём сегодня яблоки на Марсе?», «Ваше обновление готово» и «Сказка о попе и работнике его попаданце». У авторов получились самые разнообразные жанровые формы для раскрытия этих тем: от киберпанковского триллера до хокку. Далее аудитория должна была голосовать за победителей, но Юрий Иванов и Дмитрий Барздун пошептались и приняли волюнтаристское решение: нравятся все, опубликовать в следующей «Антологии» всех.
Далее последовал симпозиумный научно-фантастический блок, выполненный силами клубовцев-физиков. Созвучным просмотренному в среду фильму был доклад Андрея Диреглазова и Олега Климчука (физически присутствовал и являлся спикером, собственно, Андрей Диреглазов) «Миры Ефремова и миры Хайнлайна». Сравнительно проанализировав две футуристические Вселенные, исследователи делают вывод, что общество придёт к Великому Кольцу, если будет поступательно развиваться с высокой гражданской и государственной ответственностью и без внешних угроз. Если же общество будущего будет вынуждено противостоять агрессивному инопланетному разуму, с которым не будет возможностей нахождения компромисса, то нас ждёт общество, описанное Хайнлайном в романе «Звёздный десант».
Ариолла Милодан под докладным заголовком «Научный мир, научный миф и мы» поведала о деликатных тонкостях популяризации науки, разрушила стереотип, будто популяризаторы — это несостоявшиеся учёные, и очертила критерии, которым должно соответствовать фантастическое произведение, чтобы претендовать на миссию продвижения науки в народ.
И вновь Андрей Диреглазов подхватил эстафету, рассказав об истории кибернетики, о роли кибернетических разработок в различных социальных системах и о возможном сращивании искусственных комплектующих с человеческим организмом. Лейтмотивом выступления звучал постулат кибернетиков, что Вселенная суть информация. И эта мысль, надо признаться, очень ободряет и вдохновляет фантастов-мировоззренцев…
Немного переведя дух, конвентная команда для торжественного закрытия дюжинного фестиваля перекочевала на Дачу Стамболи, где нас, тоже традиционно, привечает Черноморский музей подводных исследований.

Определилась судьба премии имени Леонида Панасенко: награду за гуманизм получила повесть «Беглецы» Бориса Долинго. Ошибочным было бы считать гуманистическую фантастику «добренькой» — нет, подобные произведения могут говорить и об очень жёстких вещах, главное, чтобы в их центре был человек, развитие человеческого духа, свободный выбор судьбы, счастье человека в конце концов. «Беглецы» — именно об этом, хотя и на мрачной антитезе.
Следом Валерий Гаевский огласил список лауреатов «Фаншико», которым предоставляется право опубликоваться в «Антологии МиФа — 2019» — но при условии честного доведения рассказов до идеала по итогам трёхдневных разборов по шурупам и заклёпкам (за исключением 3 авторов, которым, как говорится, ни убавить ни прибавить!). Вот исторический перечень:
• Альвар «Обычный день»
• Валерия Василевская «Куда уходили собаки»
• Горобцов Евгений «Зен»
• Демченко Вячеслав «Человечество против Кондрата» (без доработки)
• Калюжный Виктор «Было бы болото, а черти будут»
• Лыков Максим «Аттракцион «Аморе мио»
• Милютин Александр «Противоядие от забвения»
• Митюк Владимир «Десант»
• Нэт Энсен «Небо в помощь» (автор не присутствовала на фестивале, но рассказ в доработках не нуждается)
• Поляков Евгений «Второе прочтение»
• Протасовицкая Анастасия «Homofagus Molluscus»
• Свиридов Михаил «О чём говорят мужчины-Z»
• Стряпухин Сергей «Кошмар Третьего рейха»
• Трегубова Юлия «Муравейник у берёзы» (без доработки)
Победителями традиционного внутрифестивального конкурса фандагов по результатам голосования кредитками доверия в этом году стали: Юрий Иванов, получивший медаль «Звёздный дредноут» и титул «Почётный фандаг 12-го Крымкона», Борис Долинго — медаль «Звёздный крейсер» и титул «Фандаг — лидер доверия 12-го Крымкона», Ариолла Милодан — медаль «Звёздный драккар» и титул «Фандаг — душа компании 12-го Крымкона».
Весёлым апофеозом закрытия, разумеется, как и ожидалось, стал обряд благословения Нетленной рукописью, проводившийся уже третий раз.

Борис Долинго в роли жреца-имагифанта вместе с подручными Дмитрием Барздуном в роли жреца-виночерпия и Валерием Гаевским в роли жреца-церемониймейстера под бурные и непредсказуемые аплодисменты зала книгоположил трёх конкурсантов: Евгения Горобцова, Валерию Василевскую и Альвар. Писатели принесли клятву фантастов, причастились магическим зельем и вкусили листик славы с венка, украшавшего голову главного жреца. Смеем надеяться, что творческий градус этих обращённых подпрыгнет до незыблемых высот таланта и подарит читателям новые и новейшие интересные произведения.



Уже после официального закрытия фестиваля и подведения итогов, на финальном праздничном банкете сказка-феерия Грина получила игровое и футуристическое продолжение: в «гавани» конвента причалил «Секрет» — в тот день он явился в образе турбопарусного дирижабля. Серебряный баллон с гондолой, турбина и мачта с алыми парусами парили в воздухе на четырёх олимпийских гелиевых шарах — но мы-то знаем, что настоящая подъёмная сила кораблей — это мечта и творчество!

А поскольку название фестиваля обязывает, то ещё один танцевальный номер исполнил уже Валерий Гаевский — в троице с «Секретом» и ветром, что едва не уносил всю связку шаров вместе с дирижаблем и капитаном в вечереющие морские дали.
Алла Ермилова исполнила песню из кинофильма 2007 года «Бегущая по волнам», а потом белые шары, освобождённые от небольшого, но всё-таки веса «Секрета», улетели к звёздам, и мы хотим верить, что эта «ритуальная жертва» доставила в космический океан — мечты романтиков, объединяя видимый мир и мир идей в единую фантастическую реальность.
Viva Imaginatia!
Партнёры Крымкона:
ГБУ Республики Крым «Черноморский центр подводных исследований»
Феодосийский литературно-мемориальный музей А. С. Грина
Сафари-парк «Тайган»
KAFABELLA.RU — лучшее в Крыму. Информационно-культурный портал Крыма
Крымский кабельный канал
Газета «Победа» Феодосийского горсовета

?

Log in

No account? Create an account